Обозначение 0w-30 на упаковке с моторным маслом говорит покупателю о том, что перед ним, вероятнее всего, синтетика или полусинтетика. Однако этого знания мало для того, чтобы выбрать правильное моторное масло для своего автомобиля.
- Почему 0w30?
- Технические спецификации 0w-30
- Тесты масла 0w-30
- Рейтинг моторных масел 0w-30
- 1 место — IDEMITSU Zepro Touring Pro 0W-30 1 л
- 2 место — Castrol Edge 0W-30 A3/B4 4 л
- 3 место — SHELL Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30 4 л
- 4 место — TOYOTA SAE 0W-30 5 л
- 5 место — MOBIL 1 Fuel Economy 0W-30
- Расшифровка обозначения моторных масел
- Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?
- Какие моторные масла самые лучшие для тяжелых условий?
- ТОП лучших моторных масел категории 5w30
- Самые лучшие моторные масла 5W40
- ТОП моторных масел 10w40
- Какое моторное масло лучше в конкретной ситуации?
- Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?
- SONY DSC
- 7Y1A8936
- table-01
- КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS
- table-02
- table-03
- table-04
- table-05
- table-06
- НЕ ДЛЯ РОССИИ?
- table-07
- Как оценивали
- 01_MASLO
- SONY DSC
- 02_MASLO
- Высокотемпературная вязкость масла
- table-08
Почему 0w30?
Для того, чтобы легче было ориентироваться в автомаслах, каждое из них имеет определенную маркировку, которая позволяет понять, масло какой вязкости перед вами представлено.
Так, традиционно на европейском рынке моторное масло имеет минимальный показатель вязкости на уровне 0w-30. Конечно, производители выпускают и 0w-20, но для большинства стран Европы оно слишком текучее.
В наших широтах это масло чаще всего относится к всесезонным смазочным материалам, так как позволяет без труда завести мотор даже в самый лютый мороз. Из-за своей формулы оно остается жидким до -30° С, поэтому в момент завода двигателя позволяет легче прокрутиться деталям.
Что касается его использования летом, то оно имеет свои подводные камни. При достижении температуры на улице +25° С и выше масло с маркировкой 0w-30 превращается в очень текучую субстанцию, густота которой схожа с водой.Поэтому в сильную жару такая смазка не сможет справиться с возложенными на нее задачами.
Если в инструкции по эксплуатации автомобиля указано, что рекомендуемым маслом является именно 0w-30, заливать нужно именно эту вязкость.
Технические спецификации 0w-30
Моторное масло 0w-30 является всесезонным маслом согласно классификации SAE, так как имеет в своем названии букву W. Именно она позволяет автомобилисту понять, что перед ним всесезонное масло.
Что касается температурного режима использования такого масла, то он составляет от -35° С до +25° С. Это масло имеет неплохой диапазон, поэтому действительно может использоваться круглогодично при условии проживания в умеренном климате.
Показатели температуры можно определить как раз таки по маркировке масла 0w-30, где 0 показывает, что масло подходит для минимальной температуры в зимний период, а 30 отвечает за вязкость масла при прогреве мотора в условиях максимальной температуры окружающей среды. То есть чем выше это второе число, тем более густой будет смазка.
Если описать все это максимально просто, то первое число – это минимальная, а второе – максимальная температура. В качестве минимальной подразумевается -35…-30° С, согласно стандартам SAE.
Производители транспортных средств часто рекомендуют использовать именно масло с нулевым весом, как называют масло 0W, в целях снижения затрат топлива и заботе об экологии.
Конечно, нельзя полагаться при выборе моторного масла для своего автомобиля только на степень вязкости по SAE, важно учитывать и другие допуски, которые указаны в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Итак, технические спецификации масла 0w-30 выглядят следующим образом:
- Температурный режим -35 +25°С (при превышении масло становится очень жидким).
- Вязкость при рабочей температуре двигателя 100°С составляет минимальных 9,3 мм2/с.
- Двойная маркировка SAE 0w-30 говорит о том, что масло относится к категории всесезонных.
В случае необходимости долить масло, 0w-30 можно смешивать с другими категориями вязкости без ущерба для двигателя. Главное, что нужно запомнить – масло должно быть одного бренда.
Тесты масла 0w-30
Неутомимые автомобилисты, которые не хотят верить ни рекламным слоганам производителей, ни даже экспертам, периодически делятся в сети своими тестами масла 0w-30.
Такие народные проверки позволяют наглядно понять и своими глазами увидеть, как будет вести себя масло в моторе.
В ролике, снятом энтузиастом из Уфы, показано, как ведет себя масло ZIC 0w-30 при температуре -33 °С на улице.
Как видно из сюжета, масло сохранило свою текучесть даже в такой сильный мороз, а это значит, что система категорий вязкости SAE все еще актуальна и соответствует действительности.
Рейтинг моторных масел 0w-30
Большинство автовладельцев при выборе моторного масла для своего транспортного средства ориентируются не только на маркировку, но и на имя производителя, который выпустил смазочный продукт.
Именно поэтому мы подготовили рейтинг ТОП 5 моторных масел 0w-30, который поможет автомобилистам с выбором или, по крайней мере, избавить от поисков в сети.
1 место — IDEMITSU Zepro Touring Pro 0W-30 1 л
- синтетическое моторное масло
- Средняя цена – 597 рублей.
- Класс API SN
- Производитель — Япония
2 место — Castrol Edge 0W-30 A3/B4 4 л
- Синтетическое моторное масло
- Средняя цена – 2470 рублей.
- Класс API SL, ACEA A3/B3, A3/B4
- Производитель – Великобритания
3 место — SHELL Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30 4 л
- синтетическое моторное масло
- Средняя цена – 2080 рублей.
- Класс API SN, ACEA C2, C3
- Производитель – Германия
4 место — TOYOTA SAE 0W-30 5 л
- синтетическое моторное масло
- Средняя цена – 2080 рублей.
- Класс API SL, ACEA А5, В5
- Производитель – Япония
5 место — MOBIL 1 Fuel Economy 0W-30
- синтетическое моторное масло
- Средняя цена – 2080 рублей.
- Класс API SL, ACEA A1/B1, A5/B5
- Производитель – США
Ежегодно в сети появляется список «Топ 10 моторных масел», но составляющие их эксперты зачастую ориентируются исключительно на профессиональную продукцию, опуская одно из наиболее важных для потребителя свойств – стоимость. Мы взяли на себя смелость составить собственный рейтинг смазочных материалов, основывающийся на сочетании цены, качества и доступности для рядового водителя.
Расшифровка обозначения моторных масел
Машинное масло на упаковке имеет соответствующую его классу и характеристикам маркировку, основываясь на которую, несложно выбрать оптимальный для собственного пользования продукт:
- Первое число обозначает прокачиваемость в соответствующем диапазоне функциональной температуры – время, за которое масло попадет в систему после запуска двигателя. Чем оно ближе к нолю, тем ниже температура работы.
- Буквенное обозначение W – определяет смазку как зимнюю.
- Второе число – вязкость. Чем выше показатель, тем сильнее густота при нагреве мотора.
Понимание маркировки позволит выбрать подходящую смазку даже без спецификации.
Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика?
Рассматривая продукты с точки зрения функциональности, мы видим, что синтетическое масло выигрывает по всем показателям. Оно успешно противостоит низкой температуре, не подвержено окислению, проявляет выдающиеся антикоррозийные свойства и требует более редкого доливания в мотор. Однако его высокая стоимость может оказаться серьезным препятствием, особенно для владельцев недорогих машин до 400 тысяч рублей.
Полусинтетическое масло разрабатывается на основе минерального с добавлением искусственной смазки. Процентное соотношение разнится в зависимости от производителя, но в среднем составляет 40-60%. Качественно полусинтетика несколько хуже, но в ряде случаев оказывается более предпочтительным вариантом для применения.
Выбирая лучшее синтетическое или полусинтетическое моторное масло, следует ориентироваться на его стоимость, условия эксплуатации и «возраст» агрегата. Для относительно старого мотора рациональнее использовать полусинтетику, в новых – синтетическое масло.
Какие моторные масла самые лучшие для тяжелых условий?
Выбирая, какое моторное масло лучше приобрести для зимы, особенно для внедорожников для охоты и рыбалки, в крайних северных областях нашей страны, следует обратить внимание на обозначение 0w30. Оно указывает, что перед нами всесезонный продукт, обеспечивающий качественную смазку в диапазоне от -40 °C до +30 °C. Лучшие марки моторных масел этой категории в 2018-2019 годах следующие:
- MOTUL 8100 Eco-Clean – моторная смазка, которая демонстрирует отличные функциональные свойства, работая с дизельными и бензиновыми агрегатами последних поколений, понижает расход горючего.
- Mobil 1 Fuel Economy – снижает степень износа автомобиля в условиях серьезного холода благодаря специальной технологии Supersyn.
- Motul NISMO COMPETITION OIL 2108E – искусственное масло, позволяющее поднять частоту оборотов силового агрегата без угрозы проворачивания и клина, губительных для техники.
- REPSOL Elite Turbo Life 50601 – изначально разработанное для немецких дизельных автомобилей, оно отлично проявляет свои антиокислительные и антикоррозийные свойства на машинах других стран выпуска.
- Teboil Diamond Carat – масло премиум-класса, которое значительно улучшает функционал двигателя, эффективно очищает механизм от нагара и снижает расход топлива.
Использование смазки из этого рейтинга позволит значительно продлить жизнь автомобиля и реже посещать СТО для профилактического обслуживания.
ТОП лучших моторных масел категории 5w30
Выдающиеся показатели смазка этого диапазона проявит при температуре от -25 °C до +20 °C. С учетом характеристик, оказывающих влияние на качество и доступность продукта, топ лучших моторных масел выглядит так:
- Castrol Magnatec А1 – демонстрирует низкую степень разжижения и расхода за счет выгорания, надежно защищает двигатель при использовании некачественного топлива с высоким показателем содержания серы.
- ТНК Magnum Professional C3 – высокое щелочное число указывает на улучшенные антиокислительные и антикоррозийные качества. Приемлемая стоимость и оптимальный показатель расхода смазки.
- Mobil Super FE Special – способствует снижению расхода топлива и предотвращает износ внутренних элементов двигателя.
- Motul 8100 Eco-nergy – обеспечивает качественную защиту алюминиевых элементов механизма, снижает расход горючего и характеризуется отличными показателями содержания щелочи.
- Shell Helix Ultra Extra – внушительный набор присадок, выдающееся значение снижения расхода за счет угара, низкая агрессивность и оптимальная защита узлов двигателя, но высокая стоимость и «неприятие» топлива с повышенным содержанием серы.
Таким получился список лучших моторных масел 5w30.
Самые лучшие моторные масла 5W40
Рейтинг лучших моторных масел 2018-2019 года можно составлять исключительно из продукции, маркированной 5w40. Эта категория используется повсеместно и получила наибольшее распространение, благодаря своей универсальности. Такие моторные масла подходят даже для машин до 800 тысяч рублей.
- Motul 8100 X-clean – демонстрирует заявленные показатели снижения расхода топлива, очищает двигатель и защищает в дальнейшем, не теряет функциональности при понижении заявленной температуры в -25 °C.
- LIQUI MOLY Molygen New Generation – всесезонное масло с высоким показателем стабильности, обеспечивает равномерное покрытие движущихся деталей, снижая трение, уменьшает расход горючего на 4%.
- Castrol Edge – присадка из соединений на основе титана, покрывает механические части мотора, очищает и защищает их, увеличивая мощность агрегата.
- Лукойл Люкс синтетическое SN/CF – лучшее российское моторное масло, благодаря которому автомобильные механизмы функционируют плавно и мягко.
- ELF Evolution 900 NF – синтетическая смазка, работающая с широким диапазоном бензиновых и дизельных агрегатов. Исключение составляет только наличие дизельного сажевого фильтра. Обеспечивает эффективную очистку и длительную эксплуатацию.
Это актуальный топ-5 моторных масел 5w40 для 2018-2019 года.
ТОП моторных масел 10w40
При повышенных среднегодовых температурах необходимо заливать лучшее моторное масло категории 10w40.
- Castrol Magnatec – демонстрирует первоклассные эксплуатационные характеристики при работе в сложных условиях российских дорог и умеренном качестве топлива.
- TOTAL Quartz 7 000 – изначально лучшее полусинтетическое моторное масло для бензинового двигателя. Впоследствии было усовершенствовано и теперь не снижает производительности агрегатов, работающих на сжиженном газе или дизеле.
- Motul ATV-UTV 4T – разбавляет наш рейтинг смазочный материал, предназначенный для мототехники. Французская продукция, обеспечивающая надежный уровень защиты, очистки и повышения эксплуатационных характеристик.
- Лукойл Стандарт SF/CC – станет великолепным выбором для защиты механизмов «в годах». Низкая стоимость, универсальность и обеспечение мягкости функционирования дает использование этого минерального масла.
- ZIC A+ Gasoline VHVI – полусинтетика с оптимальной ценой, усиленными протекционными характеристиками и первоклассным показателем защиты мотора.
Выбирая маркировку 10w40 на канистре и ориентируясь на представленный рейтинг, вы легко обеспечите себя лучшим продуктом в соотношении цена/качество. По этому же принципу можно выбрать лучшую сигнализацию 2018-2019 года.
Какое моторное масло лучше в конкретной ситуации?
Однозначно утверждать, какие моторные масла самые лучшие, невозможно, поэтому в наших топах представлены несколько позиций. Одно предпочтительнее выбрать для низкой температуры, другое – для высокой, разнятся показателя вязкости и скорость попадания в систему после запуска «холодного» двигателя. Отличаются присадки и функциональные характеристики, уровень защиты от нагара и расход смазки относительно пройденного расстояния.
В рейтингах приводилось усредненное значение для конкретной маркировки по совокупности важных свойств. При определенных условиях некоторые позиции могут проявлять сниженные показатели, и лучшие моторные масла для дизелей демонстрируют не столь выдающиеся показатели в бензиновых или газовых агрегатах.
Подытоживая, хочется сказать следующее: отдавайте предпочтение смазочным материалам в зависимости от условий использования и целевого применения.
Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?
SONY DSC
Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.
Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.
Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.
Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.
7Y1A8936
Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.
Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают — стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.
table-01
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS
Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости — динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.
Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).
Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.
table-02
Для полноты картины пройдем по всем температурам — от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе — у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против 2,7 мПа·с у Mobil. Разбег — почти под 20%! Значит, это масло снизит на 20% нагрузку на подшипник — либо позволит увеличить давление на подшипник на те же 20% без ухудшения условий его работы. Плата за это — самые высокие значения динамической вязкости при отрицательных температурах: 8330 мПа·с у масла Motul против 6220 мПа·с у масла Mobil. Значит, в арктиках и антарктиках запустить мотор с маслом Motul будет сложнее.
table-03
А вот масла Castrol Edge FST и Shell Helix Ultra изменили свою вязкость на 21–28%! Причем рост вязкости у масла Castrol начался практически сразу — такая динамика нехарактерна для обычного поведения масла. А масло Shell до середины испытаний держалось молодцом, но сдалось во второй половине цикла. В итоге к концу испытаний то преимущество, которое было у этих масел перед маслом Motul по вязкости при отрицательных температурах, полностью растаяло. Тем, кто планирует использовать эти масла в суровых северных условиях, есть о чем задуматься.
Еще более выразительную картину, отражающую темпы старения масел, дает анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °C.
table-04
И снова: у масла Motul вязкость практически не изменяется. У масла Mobil изменение вязкости более заметно, причем к концу срока испытаний она вышла на пороговое значение. А вот Castrol выдал очень существенное увеличение вязкости при 100 °C, далеко выскочив за допустимые пределы. Самое интересное, что вязкость при 40 °C к концу испытаний стала уменьшаться — это можно увидеть из данных в итоговой таблице. Индекс вязкости улетел аж за 210!
Индекс вязкости — это важный параметр моторного масла, который характеризует темп изменения вязкости при росте температуры. Чем он выше, тем меньше разница между вязкостями при высокой температуре и при низкой. Для полных синтетик он обычно лежит в диапазоне 160–180.
И еще одна странность масла Castrol. Обычно щелочное число постепенно снижается: срабатывается комплекс моющих присадок. А тут наоборот — рост!
Возможно, из отложений, формируемых в двигателе, в масло возвращается кальций или другой элемент, на который и реагирует прибор. Кстати, для остальных трех масел тот же метод дал ожидаемый результат.
table-05
Энергосбережение масел мы оценивали дважды, сопоставив расход топлива в режимах нашего цикла как со свежим маслом, так и с отработавшим 120 моточасов. Эти результаты также сведены в таблицах.
Здесь вновь уместно вернуться в разговору об HTHS. Масло с самым высоким значением HTHS — Motul 8100 X‑clean FE — и здесь показало лучший результат. Впрочем, все испытанные масла, судя по результатам, вполне могут быть отнесены к энергосберегающим. Но те, у которых темп роста вязкости ниже, в наименьшей степени изменили расход топлива и мощность мотора после цикла длительных испытаний. Наиболее наглядно влияние высокотемпературной вязкости проявилось при анализе защитных функций масла. Анализ содержания продуктов износа в пробах масел, отобранных на итоговой стадии испытаний, четко выявляет безоговорочное лидерство масла с высоким HTHS. Это Motul 8100 X‑clean FE. Вполне объяснимо: выше вязкость — больше толщина разделяющего слоя и меньше износ деталей двигателя.
Вскрытие мотора после циклов испытаний показало примерно одинаковый итоговый уровень высоко- и низкотемпературных отложений, при этом более стабильные масла дали чуть лучший результат. Но в целом все масла по этим параметрам показали высокий результат, характерный для высококачественных синтетик.
table-06
НЕ ДЛЯ РОССИИ?
Почему масла по-разному проявили себя в ходе испытаний? Два из них — Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula — отработали без замечаний, а два других показали не столь оптимистичный результат. Сам характер старения масла, когда вязкость начинает гулять, а другие параметры в целом остаются в норме, чаще всего свидетельствует о том, что полимерные загустители масла, входящие в использованный пакет присадок, с чем-то конфликтуют.
Затевая эту экспертизу, мы хотели продолжить поднятую нами три года назад тему «масляной чумы» — непредсказуемого разложения масла, при котором образуется черный гудрон в каналах системы смазывания, масляном поддоне, клапанном механизме. Эта болезнь убила не одну сотню моторов. И масленщики в качестве одного из возможных виновников этой беды называли российский бензин. Тогда мы нашли и другие причины «чумы», причем подтвержденные экспериментом. Но надо было проверить и версию о влиянии плохого бензина.
Решение нашлось после нашей экспертизы дешевых 95‑х бензинов (ЗР, 2015, № 5), в ходе которой выяснилось, что большинство из них содержит запрещенный метанол. Именно такой бензин мы и использовали для наших испытаний
table-07
А пока повторяем: широким кругом объезжайте непроверенные АЗС! Что касается выбора моторного масла, то мы советуем отдавать предпочтение продуктам с более высоким значением HTHS.
Целее будут мотор, нервы и кошелек!
Как оценивали
01_MASLO
Полученные нами результаты носят относительный характер, применимый только к сопоставлению четырех испытанных синтетик. При сравнении моторных характеристик двигателя в тест включали еще одно масло — относительно простую анонимную полусинтетику того же класса вязкости, взятую как базу для сравнения. Стендовые испытания полностью исключают неопределенность, неизбежную при проверке на реальном моторе в обычных условиях эксплуатации. В последнем случае многое зависит от режимов работы двигателя, его технического состояния, стиля вождения, качества топлива, погоды за бортом и ряда случайных факторов.
SONY DSC
Примененная методика позволяет оценить сравнительное качество моторного масла по признакам, которые обычно учитываются при их допуске к применению различными автопроизводителями. Перечислим эти признаки.
Энергосбережение определяется по изменению среднего удельного расхода топлива при работе на испытывающемся масле по сопоставлению с базовым.
Защита от износа определяется по изменению массы контрольных деталей (вкладыши подшипников коленчатого вала и поршневые кольца), изменению размера деталей, содержанию продуктов износа в пробе моторного масла, отобранной после испытаний.
02_MASLO
Склонность к образованию высокотемпературных отложений определяется визуальной оценкой уровня загрязненности боковых поверхностей поршней. Склонность к образованию низкотемпературных отложений определяется по изменению массы контрольных весовых элементов — деталей двигателя, устанавливаемых в клапанной крышке (сетка маслоотделителя) и в масляном поддоне (приемный грибок масляного фильтра).
Экологические показатели определяются по изменению токсичности отработавших газов при работе двигателя по стандартному циклу испытаний на испытывающемся масле по сравнению с базовым.
Кроме того, оценивали сравнительный темп старения моторного масла и его влияние на показатели двигателя. Ресурсные показатели масла характеризовались динамикой изменения его вязкости, щелочного и кислотного чисел, изменением диспергирующей способности.
В качестве браковочных параметров, на основании которых производилась оценка сохранения работоспособности масла, применяли границы вязкости, определяемые его классом по SAE. Для масла класса SAE 5W‑30: кинематическая вязкость, замеренная при температуре 100 °C, должна быть в диапазоне 9,3–12,6 сСт. Кроме того, масло выбраковывали в том случае, если на каком-то этапе испытаний его щелочное число падало более чем на 50% от начального значения.
Высокотемпературная вязкость масла
table-08
В современных двигателях температура масла в рабочей зоне может доходить до 180–200 °C, особенно в паре трения поршневое кольцо — цилиндр двигателя. Вязкость масел даже одной группы по SAE при таких температурах может существенно различаться. Так, ранее проведенные нами экспертизы показали, что для масел группы «сороковок» при 150 °C кинематическая вяз‑ кость может меняться в диапазоне 5,4–6,8 сСт, то есть разбег достигает 25%! Для «тридцаток» относительная разница может быть еще больше.
Именно поэтому в редакциях правил SAE J300 начиная с 2001 года появилось понятие высокотемпературной вязкости HTHS. Это динамическая вязкость масла, определяемая на ротационном вискозиметре при фиксированных условиях — при скорости сдвига 106 1/с.
У производителей современных масел одинаковая цель — оптимизация работы двигателя, но для ее достижения они выбирают взаимоисключающие способы. Так, например, в описании масла Shell Helix Ultra говорится, что благодаря малой вязкости оно снижает потери на трение. А фирма Motul специально разработала масло 8100 X‑clean FE с высоким значением HTHS.
Кто же прав? Обратимся к теории. Любая пара трения в двигателе — это своеобразный подшипник: цилиндрический, если это подшипник коленчатого вала, или плоский (ползун), если это, допустим, пара трения поршневое кольцо — цилиндр. Так вот, одним из важнейших показателей качества работы подшипника является коэффициент нагруженности. Он определяется как отношение средней нагрузки на подшипник к рабочей вязкости масла, умноженной на скорость сдвига, и всё это умножается на квадрат отношения величины рабочего зазора к диаметру подшипника. Значение коэффициента нагруженности должно лежать в определенных пределах. Превышение влечет за собой резкое увеличение скорости износа и потерь на трение, но и слишком низкий коэффициент нагруженности приводит к росту потерь на трение.
Нагрузка и скорость в подшипнике — параметры режимные, их не трогаем. Если уменьшаем HTHS, то автоматически увеличиваем нагруженность подшипника. И компенсировать это можем только величиной рабочего зазора — его надо уменьшать. Но и тут есть свой лимит! Значит, для каждого мотора, с его особенностями конструкции и режимов работы, есть своя оптимальная высокотемпературная вязкость HTHS.
Более того, даже в случае одного мотора для каждого из режимов его работы будет своя оптимальная HTHS. И закон простой — чем выше нагрузка, тем выше должна быть вязкость.
А что говорят правила SAE J300? В них оговорена лишь зависимость от класса вязкости. Для «двадцаток» — не менее 2,6 мПа·с, для «тридцаток» и части «сороковок» — не менее 2,9 мПа·с, для остальных — не менее 3,7 мПа·с. Заметьте — не менее! А потому, в свете современных тенденций создания моторов, позиция бренда Motul нам все-таки ближе. Результаты проведенных испытаний укрепляют нас в этом мнении.
Редакция благодарит сотрудников лаборатории фирмы ВМПАВТО и лично ее директора В.Н. Кузьмина за техническую помощь в подготовке материала.
«>