К сожалению, какой бы прочной ни была внешняя обшивка кузова транспортного средства, она также имеет неприятное свойство деформироваться в результате всевозможных дорожных инцидентов и аварий. Однако сразу же подвергать деформированные комплектующие замене невыгодно и нерационально, потому большинство автомобилистов подвергают поврежденную деталь ремонту и устанавливают ее обратно.
Услуги автомастерских нынче — удовольствие не из дешевых, а потому выправление вмятин в домашних условиях сейчас является довольно распространенным видом услуг.
Отдельно стоит упомянуть о том, что большинство автовладельцев пытаются произвести работы по выправлению вмятин на своем транспортном средстве так, чтобы те впоследствии не потребовали покраски. В противном случае придется также тратить деньги на шпатлевку, грунтовку, саму краску и лак. Работа займет намного больше времени, чем было запланировано, а вероятность отыскать краску, которая будет абсолютно идентичного цвета со старой, довольно мала. Видов вмятин существует множество.
Соответственно, и способов их устранения также немало, например, удаление дефектов крюками и рычагами, удаление вмятин при помощи индуктора, удаление вмятин обратным молотком и т. д.
Однако особого внимания заслуживает такой способ устранения повреждений, как вакуумная присоска.
Плюсы и минусы применения вакуумных присосок
Преимущества:
- Универсальность. Вакуумная вытяжка вмятин без покраски при помощи присоски может производиться на автомобиле любой марки и типа. При этом разновидность детали и ее назначение совершенно не имеют значения.
- Простота. Вакуумная рихтовка кузова при помощи присоски вполне по силам даже автомобилисту, который никогда прежде не сталкивался с проблемой выравнивания повреждений.
- Удобство. В отличие от большинства средств для выправления повреждений на металлических компонентах автомобиля без покраски, для использования вакуумной присоски вам будет необходим подход лишь с одной стороны детали — лицевой. Это особенно актуально во время работы с литыми компонентами автомобилей.
- Скорость. Вакуумная рихтовка присосками производится очень быстро и требует минимальных подготовительных операций — вам не потребуется демонтировать деталь, все работы можно будет произвести прямо на месте. Также у вас не будет необходимости в демонтаже находящихся рядом деталей — они вам не помешают.
Вакуумная присоска
- Портативность. Вакуумная присоска имеет небольшой вес и размер. Ее очень просто перевозить, так как она занимает совсем немного места. Также стоит заметить, что для работы присоски не требуется подключение к электросети.
- Отсутствие вспомогательного оборудования. Для работы с вакуумными присосками вам не потребуется никакого дополнительного оборудования, материалов или инструментов. В абсолютном большинстве случаев для удаления вмятин на авто при помощи присоски вполне достаточно мускульной силы.
- Безопасность. Используя вакуумную присоску для выправления повреждений на авто, вы никоим образом не сможете нанести вред себе или окружающим. Присоска неопасна, не выделяет вредных веществ при использовании и не горит. Для работы с этим инструментом пользователю не потребуется специальная защитная форма.
Рихтовка при помощи присоски
- Безопасность для транспортного средства. Всех автовладельцев заботит вопрос: можно ли произвести выравнивание вмятины на авто при помощи вакуумной присоски без покраски? Конечно, можно! Более того, из всех способов выправления дефектов на транспортных средствах присоска является наиболее безопасной. Мягкие края никак не могут повредить лакокрасочную поверхность автомобиля, а вакуумное сцепление — тем более.
- Дешевизна и доступность. Этот инструмент можно приобрести практически в любом магазине, специализирующемся на средствах для ремонта транспорта. При этом цена подойдет практически всем (многие присоски реализуются в комплекте с набором резиновых насадок разного размера).
Недостатки:
- Основным недостатком вакуумной присоски является то, что эффективность работы с данным инструментом напрямую зависит от того, насколько хорошо он был подогнан к конкретной вмятине. Для максимально продуктивного вытягивания без покраски диаметр присоски должен быть чуть меньше размеров самой вмятины. При этом присоска должна полностью помещаться в ней: если края не будут прилегать к металлу плотно, то создание вакуумного сцепления окажется невозможным.
- При помощи вакуумных присосок возможно удаление лишь вмятин простой формы. Дефекты со сложными изгибами или сколами поверхности ликвидировать при помощи такого агрегата не получится.
Вытягивание вмятин при помощи присосок
Как вытянуть вмятину на авто вакуумной присоской
Процесс вакуумной рихтовки без покраски предельно прост и доступен для понимания даже некомпетентным мастерам. Чтобы правильно удалить повреждение на авто при помощи вакуумных присосок, необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Подготовить транспортное средство и помещение для работ. Ремонт лучше производить в гараже, но возможна и рихтовка на улице при условии хорошей погоды. Сам автомобиль и в особенности проблемные его части должны быть тщательным образом вымыты и высушены. При этом нужно убрать любые следы грязи и ржавчины.
Саму проблемную деталь можно не демонтировать — работа с присоской подразумевает ее использование на готовом к езде автомобиле, особенно если речь идет о рихтовке порога, крыльев, переднего или заднего бампера, капота или кузова.
Возможно также использование нескольких присосок одновременно — оно особенно актуально в тех случаях, когда речь идет об удалении деформации со сложной неправильной формой.
Несмотря на то что присоска обходится с поверхностью авто очень деликатно, бывают ситуации, когда даже с ее помощью невозможно произвести работу так, чтобы потом не потребовалась покраска.
Рано или поздно любой, даже опытный автовладелец сталкивался с проблемой вмятин на автомобиле. Небольшое ДТП, повреждённая дверца на парковке, или кто-то чем-то стукнул — всё порождает вмятины.
Чтобы избавиться от таких неприятностей, владельцы транспортных средств, как правило, обращаются в автосервис. Но многие подобные проблемы несложно решить самостоятельно. Достаточно обзавестись вакуумной присоской для удаления вмятин.
Разновидности вакуумной присоски
Рихтовка в автосервисе займёт немало времени, при этом потребуется выложить крупную сумму. Ведь для того, чтобы устранить дефект, потребуется выровнять поверхность, зашпаклевать, нанести грунтовку, краску и лакировку. А найти подходящую краску не всегда легко.
Решить целый ряд проблем можно и с помощью вакуумной присоски для удаления вмятин. Такое приспособление не нуждается в дополнительных устройствах и вспомогательных средствах.
Вакуумная присоска состоит:
- из непосредственно присоски (резиновой прокладки, прикреплённой к прочному пластику);
- обратного молотка, с помощью которого и происходит воздействие на присоску.
Существуют разные виды устройств. Одни работают гидравлическим способом, другие механическим (рычажным), а можно воспользоваться и компрессорным оборудованием. Различают приспособления и по количеству присосок — с одной и двумя-тремя одновременно. Молотком с несколькими присосками можно устранить вмятины с большой площадью, и минимизировать повреждения лакокрасочного покрытия на авто. Но, чтобы справиться с таким приспособлением, нужна практика.
Правила применения вакуумной присоски
Приобретение такого устройства — это очень удобно и экономно. Пользоваться присоской для вытягивания вмятин не так уж и сложно, но нужно сперва всё подготовить.
Предварительный этап
Первым делом, нужно подготовить поверхность к обработке: очистить место вмятины от грязи, пыли. Затем обезжирить повреждённый участок.
Обратите внимание
При использовании вакуумной присоски не нужно демонтировать проблемную зону.
Далее, соедините присоску с обратным молотком. Это делается с помощью резьбы. От резьбы зависит, как будет двигаться молоток в процессе рихтовки. Проследите, чтобы ход был плавный. При выборе диаметра присоски, учитывайте тот факт, что она должна быть на пару миллиметров меньше, чем сама вмятина.
Теперь нужно определиться с точками соприкосновения, на которые будет проводиться силовое влияние. При большой площади вмятин надо искать несколько точек натяжения металла. От этого зависит, в каком направлении произойдёт в итоге движение.
Рабочий этап
Приложите присоску к выбранной точке, проследите, чтобы она хорошо прилипла к покрытию. Теперь задействуйте молоток для создания вакуума. Старайтесь не переусердствовать, чтобы не добиться обратного эффекта.
Обратите внимание
Работать надо от края вмятины к её центральной части, по спиральной линии.
После вытягивания вмятины нужно запустить воздух в вакуум с помощью молотка. Готово. Теперь отделите присоску от автомобиля.
Есть случаи, когда вытянуть вакуумной присоской не удастся:
- Вмятина имеет один или несколько изгибов.
- Металл сильно растянут.
- Повреждено лакокрасочное покрытие.
Преимущества и недостатки
Устройство имеет несомненные преимущества, благодаря которым оно и заслужило признание автомобилистов.
Из наиболее весомые следующие:
- Чтобы использовать вакуумную присоску, не обязательна специальная подготовка. Решить проблему с вмятиной получится даже у начинающего автовладельца.
- Инструмент отлично справляется с повреждениями любых типов кузовов.
- Стоимость устройства вполне доступна.
- Для эксплуатации приспособления не нужны дополнительные средства.
- Использовать присоску надо только с лицевой стороны автомобиля, что не требует демонтажа деталей кузова.
- После применения изделия не требуется наносить лакокрасочное покрытие.
- Портативность вакуумного приспособления также составляет его преимущество.
- Полная безопасность при использовании: вы не сможете пораниться или как-либо навредить своему здоровью.
- Приспособление не токсично и не требует специального защитного снаряжения.
- Резиновое покрытие присоски не поцарапает краску транспортного средства.
Кроме положительных моментов, существуют и недостатки вакуумного прибора для выравнивания вмятин. Например, не всегда удаётся достичь стопроцентного результата. Многое зависит от правильно подобранной присоски и того, как она была прикреплена к вмятине. Если разместить неверно, то не удастся создать вакуумный эффект. Также не рекомендуется применять устройство при сколах и заломах, повреждении лакокрасочного покрытия.
Вакуумная присоска для удаления вмятин — практичный и надёжный способ избавиться от небольшой деформации кузова автомобиля. Достаточно обезжирить поверхность и правильно выбрать очки воздействия, и вы сэкономите время и деньги, получив такой же эффект, как от рихтовки в салоне.
Специфические особенности выпущенных за последние 15 лет транспортных средств позволяют производить авто ремонт вмятин без покраски с использованием новых технологий – методом PDR (по-русски БУВ расшифровывается как бесконтактное удаление вмятин). Вызвано это тем, что современные автомобили изготавливаются из более тонкой стали, которую легче выпрямить. Кроме того, покраска современных машин осуществляется прочными и эластичными лакокрасочными материалами, поэтому покрытие после ударов сохраняется неповрежденным, без сколов и царапин до грунта. Так как литой металл умеет восстанавливать первоначальную форму (обладает молекулярной памятью), выправить вмятину можно механическим способом: надавливающими или тянущими движениями мастера помогают ему «вспомнить» прежнее состояние. При этом на машине остается неповрежденным заводское лакокрасочное покрытие, поэтому покраска вмятин не требуется: после ремонта внешний вид авто не изменяется.
Восстанавливаем повреждённый автомобиль
Инструмент для удаления вмятин
Удаление вмятин без покраски автомобиля проводится специально предназначенным для этого оборудованием. В зависимости от метода выравнивания применяют инструмент разного типа. Технология рихтовки кузова автомобиля включает несколько основных методов воздействия на кузовной металл с целью его выпрямления: вытягивание (вакуумным способом, с использованием клеевых аппликаторов, магнитов), выстукивание и выдавливание снизу для восстановления формы при помощи рычагов (рихтовочными ударными инструментами и набором крючков).
Применяется следующий инструмент для ремонта вмятин без покраски:
- рихтовочные молотки, кувалды, киянки;
- отбойники;
- набор крючков со стержнями разной длины, с наконечниками специфической формы – от острозаточенных до плоских ножевидных;
- вакуумные присоски для вытягивания вмятин;
- магниты;
- минилифтер для вытягивания вмятин;
- аппликаторы;
- термоклей.
Стоимость необходимых инструментов для работ методом PDR высока, но в дальнейшем затраты окупаются – правка вмятин без покраски не требует приобретения расходных материалов.
В наборе крючков для работы в технике PDR предусмотрены различные типы приспособлений для всех видов ситуаций, деталей и частей автомобиля. Ими мастера осуществляют «массаж» повреждения снизу, восстанавливая прежнюю форму кузова.
Инструмент для удаления вмятин
- Для работы на открытых плоскостях кузова: капоте, крыльях, крышке багажника – используются крючки различных диаметров и длин стержня.
- Для выправления вмятин как на открытых, так и в закрытых плоскостях применяются крючки, которые имеют дополнительный изгиб, облегчающий доступ к повреждению под крылом или в дверях автомобиля.
- Правка вмятин под капотом осуществляется специально предназначенным толстым и длинным крючком из высокопрочной углеродистой стали. Для выдавливания вмятин без покраски инструмент помещают под капотом в кольцо, которое играет роль точки опоры для рычага и крепится к корпусу при помощи присоски.
- Для реставрации крыши машины используется длинный крючок с плоским окончанием, которое к тому же помогает добраться в скрытые полости. Достаточная длина стержня позволяет работать на расстоянии, удаленном от точки опоры, например, под ребром жесткости.
- Для ремонта в скрытых полостях используется длинный тонкий крючок в форме клюшки, изготовленный из гибкой легированной стали – при необходимости он гнется в любом направлении и возвращается в первоначальное положение.
- Удаление мелких продавленностей осуществляется гибкими и прочными прутками-крючками различной длины.
Прутки для устранения мелких продавленностей
- Ремонт в скрытых полостях под усилителями производится при помощи нескольких саблевидных крючков со стержнями разной длины. Они могут быть правыми или левыми в зависимости от направления угла изгиба.
- Для исправления повреждений на двери используются инструменты, имеющие специфические изгибы с ножевидным окончанием, позволяющие добраться до них через оконный проем.
В дополнение к основным инструментам используются специфические приспособления, которые помогают выправить вмятину без покраски:
- подкапотный амортизатор используют для фиксации капота и багажника в статичном поднятом положении;
- универсальный расширитель обеспечивает удобный доступ к повреждению, раздвигая две плоскости одной детали;
- металлический экран защищает стекло;
- нож применяют для снятия герметика;
- лампа используется не только для улучшения видимости погнутости, но и правильного выставления освещения, чтобы по границе света и тени определить центр повреждения;
- дверной фиксатор помогает закрепить ее в полуоткрытом положении.
Исправляем вмятины своими руками
Выпрямление кузова без покраски возможно при соблюдении определенных условий:
- кузов поврежден не насквозь, отсутствует «потянутость» металла;
- не нарушена целостность ЛКП;
- машина не старше 15 лет;
Пример работы до и после восстановления
- ранее повреждение не подвергалось ремонту или он был осуществлен строго с соблюдением технологий.
Исправление вмятин без покраски своими руками требует специального обучения – кроме приобретения технических навыков надо развить способность чувствовать, как ведет себя металл. Освоение технологии позволит выправить вмятину без покраски своими руками в течение нескольких минут (в зависимости от ее размера) без обращения в автосервис и затрат на расходные материалы.
Сначала определяют степень серьезности повреждения, затем выбирают метод его устранения – понадобится ли для этого только внешнее воздействие или нужно выпрямление изнутри кузова.
Иногда для облегчения задачи вмятина прогревается феном, а затем для получения теплового шока охлаждается сжатым воздухом или холодной водой – резкий перепад температур сделает металл пластичным, в результате понадобится меньше усилий, чтобы выпрямить повреждение.
До начала работы над дефектом устанавливается лампа и правильно выставляется свет: угол падения световых лучей и отражения (направления взгляда на деталь) должен составлять 90 °. В повреждении появляется тень, что помогает правильно определить центр ямы – он проходит по границе света и тени. Определение этой средней границы важно, так как удаление вмятин на авто без покраски всегда начинается с центра.
Выпрямление кузова изнутри проводится мягкими технологичными движениями с внутренней стороны погнутого участка. Они приводят к выправлению повреждений и приданию металлу первоначальной формы. В некоторых случаях понадобится дополнительное простукивание сверху по краям погнутости (с внешней стороны) для снятия напряжения.
Совет. Знание главного правила техники PDR облегчает процесс выработки навыка: технологические движения (давление, вытягивание) всегда направляются в центр самого глубокого места повреждения.
Если при действиях изнутри на металле появляется «шишка», то сначала ее нужно выровнять при помощи простукивания сверху отбойником и киянкой, а затем продолжать воздействия с внутренней стороны.
Выправление вмятин на автомобиле снаружи осуществляется при помощи тянущих движений. Для сцепления с металлом применяют вакуумные присоски или аппликатор, приклеенный к поверхности. Вытягивание осуществляют вручную или с использованием приспособлений – обратного молотка или минилифтера.
Если к повреждению нет доступа изнутри, устранение вмятин без покраски своими руками производится методом клеевой технологии с использованием минилифтера:
- поврежденный участок обезжиривается, просушивается;
- в центр погнутости приклеивается специальный резиновый пистон, подходящий по размерам дефекта, предварительно обезжиренный;
Удаление вмятин на специализированном сервисе
- над пистоном-аппликатором устанавливается минилифтер, в паз которого он зацепляется;
- при помощи ручек центральная часть устройства плавно поднимаются, приводя в движение пистон и выпрямляя металл;
- после исчезновения вмятины аппликатор «отстреливается», клей убирается с поверхности при помощи спиртового раствора;
- если по центру образовалась выпуклость, то шишку осаживают фторопластовым отбойником.
Эффективное удаление вмятин своими руками зависит от глубины и формы повреждения, которое бывает: круглым, каплевидным или овальным. Круглые погнутости выпрямляются помещением аппликатора в центр ямы, а исправление каплевидных и овальных повреждений начинается с центра самого глубокого места и постепенно продолжается в продольном направлении по длине выгнутости.
Вакуумная вытяжка
Вакуумное удаление вмятин в отличие от работы рычагами не требует наличия специфических навыков. Потребуется только соответствующее оборудование, основное приспособление которого – вакуумная присоска для удаления вмятин своими руками. Специфика метода заключается в фиксации присоски в центре повреждения с помощью сжатого воздуха, а затем восстановлении плоскости физическим вытягиванием на себя. Вакуумная рихтовка кузова возможна, если размер погнутости не более 20 см, нет повреждений ЛКП, отсутствуют сквозные трещины.
Вакуумный ремонт вмятин подразумевает несколько способов устранения дефектов, наиболее простой из которых – ручное вытягивание:
- присоска устанавливается в центре повреждения;
- сильным тянущим движением металл вытягивается и приобретает прежнюю форму.
Для механизации процесса и минимизации физических усилий пользуются минилифтером. Этот механический подъемник имеет две точки опоры, устанавливается над повреждением и вытягивает присоску, выводя одновременно плоскость металлической поверхности.
Кузовной ремонт вакуумом возможен без использования присосок, методом накачивания воздуха в закрытую полость – оказываемое изнутри давление выравнивает деталь. Для этого предварительно по периметру детали герметизируют швы, заклеивая их скотчем.
Удаление вмятин авто без покраски – метод, который позволяет восстановить внешний вид машины с наименьшими затратами, без использования расходных материалов. Освоение этой технологии потребует практики и времени, но оно окупается, так как нет необходимости обращаться каждый раз в автосервис, не используются расходные материалы.